Сад и огород



Рецензия по учебному пособию «Агрономическая химия»

Появление в 1952 г. 4-го издания классического руководства акад. Д. Н. Прянишникова «Агрохимия» приветствовалось всеми, кому близки интересы развития агрохимической науки, В этом капитальном руководстве перед сельским хозяйством СССР во весь рост с привлечением огромного экспериментального материала ставились вопросы дальнейшего поднятия урожайности с помощью рациональной системы применения органических и минеральных удобрений.
Развитие сельского хозяйства в послевоенные годы, грандиозные задачи, поставленные перед сельским хозяйством, потребность в агрономических кадрах и организация многих новых сельскохозяйственных институтов, особенно в восточных районах страны, потребовали создания более краткого учебного руководства, в котором эти новые задачи нашли бы свое освещение.
Кафедра агрохимии Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева взяла на себя инициативу в создании такого руководства. В результате мы имеем новое пособие для агрономических факультетов сельскохозяйственных институтов, отвечающее требованиям современной учебной программы. Наличие учебника Д. Н* Прянишникова облегчало составление нового пособия, оно определяло в значительной мере его принципиальную основу. Небывалые темпы освоения новых земель в районах Востока, задачи быстрого повышения уровня плодородия старопахотных земель, значительный рост мелиорируемых (орошаемых и осушаемых) земель, возросшие требования к зерновому хозяйству, как основе всего сельскохозяйственного производства, повышение урожая технических культур — хлопчатника, сахарной свеклы и льна, коренное решение вопросов кормовой базы, максимальная комплексная механизация процессов обработки почвы, внесения удобрений и ухода за растениями (особенно пропашными),— все эти задачи крупного плана должны были найти конкретное разрешение в учебнике в части обоснования правильной системы применения удобрений.
Расширение производства минеральных удобрений требует соответствующего освещения в учебнике.
Новый учебник по агрохимии должен с возможной полнотой освещать отечественный и мировой опыт; учитывая структуру учебного плана в сельскохозяйственных институтах, он должен в компактной форме без повторений и лишних заимствований из соседних дисциплин давать то, что положено знать студенту по разделу агрохимии. Без излишеств в объеме учебник должен все же иметь известный «разбег», необходимый для ухода от сухого конспекта, справочника, требующегося для развития основных теоретических положений, будирующих мысль студента на дальнейшие искания в данной области. При этом план изложения должен быть предельно четким и ясным. Последнее требование приобретает особое значение, когда учебник пишется не одним лицом, д коллективом авторов.
Посмотрим насколько удовлетворяет данный учебник этим требованиям.
По принципу известного «треугольника» Д. Н. Прянишникова (растение — почва — удобрение) за введением следует глава II «Питание растений», далее глава III «Свойства почвы в связи с применением удобрений», гл. IV, V, VI и VII посвящены удобрениям, гл. VIII является опытом обобщения всего изложенного в едином комплексе системы применения удобрений в севооборотах. Последняя глава IX содержит указания по методике проведения полевых и вегетационных опытов.
Что касается объема, то в новом учебнике вместо 58,9 издательских листов учебника Прянишникова только 37,5 изд. листов. К чтению «толстого» учебника студент всегда подходит с опасением за успех его полного освоения.