Сад и огород



Агрохимия

Агрохимия — наука, изучающая питание растений и применение удобрений.
В развитие известной формулировки Д. Н. Прянишникова задачей агрохимии можно считать изучение круговорота питательных элементов в земледелии и разработка, а также внедрение такой системы сельскохозяйственных растений и применения удобрений, которая, являясь звеном системы земледелия (обработка почвы, удобрения, семеноводство и мелиорация) наряду с прочими звеньями, обеспечивает прогрессивное повышение уровня плодородия почв и неуклонный рост урожаев вместе с улучшением качества продукции.
Хотя последняя формулировка (принадлежащая Н. В. Орловскому) несколько громоздка, но она с необходимой полнотой дает определение предмета агрохимии, указывает место удобрений среди других мероприятий, подчеркивает важность изучения круговорота питательных элементов в системе различных севооборотов.
Роль удобрений в повышении урожаев в СССР рассматривается только путем приведения многочисленных примеров передового опыта производства.
В разделе по истории агрохимии излагается сначала развитие отечественной агрохимии, а затем — западноевропейской. В сжатой доходчивой форме изложены основные моменты развития отечественной агрохимии, начиная с М. В. Ломоносова, кончая Д. Н. Прянишниковым и последними работами НИУИФ, ВИУАА и различных зональных институтов. Исторические связи западноевропейской и: отечественной агрохимии остались тоже неразобранными.
В главе II изложение роли отдельных элементов оживляется шестью цветными вкладками с показом признаков голодания растений при недостатке N. Р, К, М&, Мл, Ре и В. В обзоре почему-то остались неиспользованными последние работы физиологов, и агрохимиков с мечеными атомами.
В педагогическом отношении раздел «поглощение питательных веществ растением» лучше излагать вслед за характеристикой роли отдельных элементов, предваряя все остальные разделы, идущие в развитие взглядов о первичном процессе поглощения.
В разделе о периодичности питания вопросы доходчиво рассматриваются с позиций тесного взаимовлияния организма и среды
В изложении вопроса о значении реакции среды для растений не поставлен вопрос об активном воздействии самого растения на реакцию среды, на что, к сожалению, до сих пор не обращается внимания.
Внекорневое питание освещается в книге недостаточно и однобоко. Приведены только положительные результаты полевых опытов акад. И. В. Якушкина при наличии ряда работ, указывающих на недостаточную разработанность этого приема; совершенно не разобраны с биохимической и физиологической стороны особенности внекорневого питания по сравнению с корневым.
Расположение материала в главе III в основном правильное. Недостатком является слабая связь почвенных условий с применением удобрений.
Кларки элементов (по Виноградову) приводятся без агрохимического пояснения. На стр. 80 подчеркивается близость по содержанию О, 81 и А1 литосферы и почвы, хотя следовало бы подчеркнуть и их различия. На стр. 81 дан химический состав разных механических фракций почвы без указаний какой именно почвы.
На стр. 81—86 мелким шрифтом с приведением моделей структур излагаются современные представления о строении силикатов и алюмосиликатов, в частности, таких почвенных минералов, как каолинит, монтмориллонит и мусковит. Эти сведения студенты должны бы были получать на занятиях по геологии и по почвоведению. Приведение их с такой подробностью без агрохимической интерпретации перегружает учебник
Содержание органического вещества в почвах приводится только в процентах, при том только в предельных значениях, без указания среднего содержания. Для большей конкретности его следовало бы привести и в тоннах на гектар. Агрохимическое значение гуминой кислоты и гуматов не подчеркивается (влияние их на поступление питательных веществ в растение, на основные факторы плодородия почв и т. п.).