Сад и огород



Зерновые севообороты

Зерновые севообороты освещены в разрезе условий нечерноземной полосы европейской части России. Главные районы зернового хозяйства» охватывающие черноземные и каштановые степи юго-востока, Сибири и Казахстана не нашли в учебнике никакого отражения.
Агрохимическая характеристика культур неполна. Не дана характеристика питания подсолнечника, кукурузы на зерно, проса и люцерны. Изложение было бы более конкретным, если бы сопровождалось графиками поступления питательных веществ. О новых районах свеклосеяния в ДВК, на Алтае, в Казахстане не упоминается.
Таким образом, важная глава учебника далеко не отвечает тем особым требованиям, которые к ней могут быть предъявлены. Все же выход ее в свет следует приветствовать как опыт изложения особо трудного вопроса, который в последующих изданиях и отдельных монографиях должен углубляться и улучшаться.
В последней IX главе, посвященной полевым и вегетационным опытам, дано сжатое последовательное изложение вопроса, развиваемое в специальном факультативном курсе по методике опытного дела. Частные замечания сводятся к следующему*. Нет даже упоминаний о необходимости организации сети агрохимических лабораторий, их обязанностях и методах работы, связях с опытными станциями. Не указана методика отбора пробного снопа. Не педагогично оставлять без вывода (хотя бы в примечании) формулы ошибки опыта.
Оценивая новый учебник в целом, возможно утвердительно сказать, что коллектив кафедры агрохимии ТСХА проделал большую и полезную работу по составлению нового учебного пособия для агрономических факультетов сельскохозяйственных институтов. Оно соответствует требованиям программы, но, к сожалению, не всегда отвечает всем современным требованиям.
Составленное коллективом из 11 авторов оно имеет неровное изложение, в котором наряду с повторениями имеются разделы, изложенные конспективно, в стиле рецептурных указаний. Как было показано, некоторые важные актуальные вопросы оказались недостаточно разработанными. Авторы правильно отмечают, что классическое руководство Д. Н. Прянишникова «вне всякого сомнения будет и в дальнейшем весьма полезным пособием для студентов, изучающих агрохимию». Рассчитывать на чтение двух учебников вместо одного при перегрузке студенческого времени совершенно нереально.
Отсюда следствие: авторскому коллективу и особенно редактору требуется готовить второе издание, переработанное и улучшенное с учетом деловых замечаний критики.