Плодоводство
.
Ягодный сад
.
Советы садоводам
.
Плодовые деревья
.
Облепиха
.
Рябина садовая
.

Виноградоводство
.


.....................................................

 

Почвы

 
Плодовые растения являются многолетними и длительное время растут на одном месте. Поэтому для закладки сада необходимо подбирать наиболее плодородные почвы и проводить их предварительное окультуривание. Установление степеней пригодности почвы проводится с учетом плодородия, структуры, воздушного и теплового режимов, отсутствия или наличия вредных окислов, кислотности и др. Плотность почвы, или ее объемный вес, более 1,60 г/см3 на глубине 60...80 см считается высокой. Для яблони и груши она должна составлять 1,42... 1,45 г/см3, сливы и вишни — 1,45... 1,50 г/см3, абрикоса — 1,35 г/см3.
Наиболее пригодными для садов являются серые лесные, дерново-подзолистые, черноземные почвы, средне- или легкосуглинистые по механическому составу в южных районах, позволяющие лучше удерживать влагу, и супесчаные — в северных районах, так как здесь они лучше прогреваются. Совершенно не пригодны для плодовых культур болотные, каменистые и засоленные почвы. Уровень грунтовых вод не должен превышать 1,5 м для слаборослых и 2...3 м для сильнорослых подвоев от поверхности почвы. Для большинства культур кислотность почвы должна быть близка к нейтральной и находиться в пределах рН 5,5...7. Кислые и слабокислые почвы рекомендуются для ягодников (рН 4,6... 5,7), слабокислые и нейтральные — для семечковых и цитрусовых, слабощелочные — для косточковых пород, особенно абрикоса. В почвах с высоким содержанием извести (щелочных) отмечается слабая доступность элементов питания из-за их связанности, поэтому содержание извести не должно превышать 10 %.
По способности произрастать на почвах с повышенной карбонатностью плодовые культуры располагаются в убывающем порядке таким образом: абрикос, миндаль, орех грецкий, слива, айва, вишня, черешня, персик, яблоня, груша. Плодовые и ягодные породы лучше растут и плодоносят на незасоленных почвах. Предельно допустимая концентрация других вредных солей зависит от их формы и сочетания в почвенном растворе. Концентрация сульфатов не должна быть выше 0,3%, хлоридов — 0,01 %. Менее чувствительными к слабому засолению в корнеобитаемом слое являются алыча и айва. Другие породы располагаются в убывающем порядке следующим образом: абрикос, груша, вишня, яблоня, миндаль, персик, черешня. При многолетнем выращивании плодовых растений необходимо правильно применять пестициды и гербициды, восстанавливать структуру почвы, разрушающуюся из-за постоянных проходов по одному месту почвообрабатывающих орудий и техники, не допускать смыва плодородного слоя почвы весенними паводковыми водами.
Элементы питания. Растения хорошо растут и плодоносят при достаточном содержании в почве всех элементов питания. Недостаток или избыток отдельных элементов нарушает жизнедеятельность растений. Так, например, при недостатке азота листья бледнеют, замедляется рост побегов и корней, плоды хуже вызревают и не достигают нормальной окраски. При избытке азота происходит интенсивный рост растений, они оказываются неподготовленными к зиме, в молодом возрасте поздно вступают в плодоношение, плоды имеют увеличенные размеры, но неароматны и плохо хранятся. Калий повышает устойчивость растений к морозам, регулирует обменные процессы в растениях и накопление углеводов. При недостатке калия листья желтеют, постепенно приобретая коричневую окраску. Фосфор стимулирует плодоношение, ускоряет созревание плодов, при недостатке его на листьях появляются фиолетовые и красноватые пятна, рост побегов ослабляется, ухудшается качество плодов, снижается зимостойкость растений.
При недостатке в почве железа растения заболевают хлорозом, который начинается с верхних листьев побегов, при этом листья бледнеют из-за разрушения хлорофилла. При недостатке цинка появляется розеточность (мелколистность), а при недостатке бора на плодах появляются пятна. Содержание элементов в почве определяется с помощью химического анализа, после чего недостающее их количество вносят с удобрениями. При возделывании садов делается также корректировка доз удобрений после анализа элементов питания в листьях.
Рельеф. Этот фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность растений через перераспределение климатических факторов (тепла, влаги, ветра и др.). Так, склоны северной экспозиции получают в течение периода вегетации тепла и влаги на 10...30% меньше, а зимой они в большей степени подвергаются действию холодных северных ветров. Поэтому в северной и центральной зонах плодоводства более пригодными для возделывания являются средневозвышенные водоразделы и склоны более южной экспозиции. В южной зоне наиболее благоприятными являются северные и северо-западные склоны, на которых меньше перегрев растений и испарение влаги.
При увеличении крутизны склона изменяется тепловой режим, а также возрастают эрозионные процессы. В южной зоне наиболее пригодны для возделывания средняя и нижняя части пологих склонов. В зонах с суровой и продолжительной зимой предпочтительнее использовать верхние и средние части склонов. В нижних частях склонов, хотя они более увлажнены, застаиваются холодные воздушные массы, что приводит к повреждениям растений во время их цветения.
В пределах каждой зоны на нижней и средней частях склонов обычно размещают эрозиостойкие, влаголюбивые породы, а в средней и верхней — тепло- и светолюбивые.
Биотические факторы. На рост и развитие плодовых и ягодных растений огромное влияние оказывают микроорганизмы, живущие в почве, а также почвенные дождевые черви и землеройки, так как они активизируют все процессы, делая более доступными элементы питания. По трещинам и ходам в почву проникают вода и воздух, способствуя углублению и распространению корней. Деятельность почвенных грибов, бактерий и других организмов вызывает образование ферментов, витаминов и аминокислот, необходимых для жизнедеятельности растений. Симбиоз азотофиксирующих бактерий с корнями ряда культур увеличивает накопление доступного для растений азота.
Контрольные вопросы
1.         Какие внешние условия необходимы для произрастания растений?
2.         Расскажите о влиянии основных внешних факторов на плодовые и ягодные растения.
3.         Как влияют низкие температуры на устойчивость надземной и подземной систем плодовых растений?
4.         Какие существуют способы повышения морозоустойчивости?
5.         Расскажите о влиянии влаги на плодовые растения и приемах регулирования водного режима.
6.         В чем заключается отрицательная и положительная роль ветра в саду?
7.         Расскажите о влиянии света на плодовые культуры и регулировании светового режима в саду и кроне растений.
8.         Как влияет рельеф на рост и плодоношение растений?
9.         Расскажите о факторах почвенной среды и об их влиянии на растения. 10. Какую роль играют основные элементы питания в жизнедеятельности растений?

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 1140 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240

 

Разработано специально для farmer-garden.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.
...............................................................................................................................................................................................................................