Плодоводство
.
Ягодный сад
.
Советы садоводам
.
Плодовые деревья
.
Облепиха
.
Рябина садовая
.

Виноградоводство
.


.....................................................

 

Питомники

 
Питомник представляет собой хозяйство (или часть его), занимающееся размножением и выращиванием плодовых, ягодных и других растений для закладки садов. От хорошей и налаженной работы питомника во многом зависит будущее садоводства, так как здесь происходит выбор урожайных пород и сортов, создание скороплодных слаборослых сортоподвойных комбинаций, составляющих основу интенсивного садоводства, выпуск достаточного количества здорового и качественного посадочного материала. Для повышения производительности питомника необходимо использовать прогрессивные технологии выращивания, хозрасчетные формы организации и оплаты труда, основанные на арендных отношениях, кооперативном и индивидуальном подряде, и др. Необходимо применять сочетание различных способов размножения и выращивания не только плодовых и ягодных, но и других растений. Это позволяет более рационально организовать производство, уменьшить его сезонную зависимость.
Каждый питомник должен быть сертифицирован и иметь пас-порт-патент на выпуск посадочного материала. В питомнике должен проводиться строгий учет сортовой принадлежности, количества и качества посадочного материала на всех этапах технологических циклов. Все это должно отмечаться в книге питомника, которая является основным документом его деятельности. Кроме того, деятельность питомника регламентируется и другими нормативными документами, в частности стандартами на качество посадочного материала, карантинными свидетельствами и др.
Выращивание саженцев является сложным и трудоемким процессом, поэтому необходимо постоянно повышать квалификацию рабочих и специалистов. С этой целью должны проводиться учеба и конкурсы по специальностям (обвязчиков, окулировщиков и др.), производственные совещания по вопросам совершенствования питомниководства, поддерживаться связь с научными учреждениями для внедрения новых технологий и передового опыта.
По объему выпуска саженцев тех или иных пород различают плодовые, ягодные либо смешанного типа питомники.
Составные части питомника. Современные промышленные питомники, хотя и занимают небольшие площади, имеют довольно сложную организацию. Хорошо организованный питомник состоит из трех основных отделений: маточных насаждений, размножения и выращивания (формирования) саженцев. Все они включают в себя более мелкие структурные части, которые могут различаться в зависимости от технологий выращивания и способов размножения (рис. 4.1). Так, при выращивании привитых саженцев на семенных подвоях способом окулировки в первое отделение входит маточно-семенной сад, обеспечивающий семенами для выращивания сеянцев, и маточно-сортовой сад, необходимый для получения черенков различных пород и сортов для прививки. При выращивании корнесобственных саженцев создаются соответствующие маточники для нарезки зеленых или одревесневших черенков. Необходимость в маточно-семенных садах отпадает при получении для прививки клоновых подвоев.
Второе отделение включает в себя школу сеянцев — участок, где выращивают подвои из семян. При использовании способов корнесобственного размножения это могут быть: участок зеленого черенкования, школа одревесневших черенков, участок получения отводков клоновых подвоев. В третье отделение входит школа саженцев. Здесь происходит выращивание и формирование саженцев, поэтому такое отделение часто называют отделением формирования. В соответствии с числом лет выращивания саженцев оно состоит из первого, второго и третьего полей, которые также называют полями питомника. У привитых саженцев возраст надземной части не совпадает с возрастом подземной системы, которая может быть на 2—3 года старше, поэтому первое поле называется полем окулянтов, второе — полем однолеток, а третье — полем двухлеток.
Территориально все отделения располагаются на разных участках, однако иногда в зависимости от способа размножения они могут иметь одно местоположение. Так, например, участок размножения одревесневших черенков смородины и крыжовника является в дальнейшем и участком выращивания саженцев. Маточные участки вертикальных и горизонтальных отводков клоновых подвоев являются одновременно и участками размножения. В случае размножения смородины и крыжовника отводками все три отделения располагаются в одном месте. Это аналогично и для малины, посадочный материал которой получают от корневых отпрысков. Нестандартные, слабые отводки или отпрыски на один либо два года пересаживают на участок доращивания. При дополнительном выращивании в питомнике декоративных или других растений, способы размножения которых в большинстве своем аналогичны, дополнительно создаются соответствующие маточные насаждения и участки.
Небольшие (фермерские) питомники часто приобретают семена, а иногда подвои и черенки для прививки в специализированных хозяйствах или других питомниках, поэтому в их структуре соответствующие отделения или участки могут отсутствовать. В питомнике для второго и третьего отделений, где происходит ежегодная выкопка подвоев и саженцев, организуются специальные севообороты, чтобы исключить истощение почвы. Необходима также резервная площадь и для перезакладки маточных насаждений. В питомниках, где происходит обеззараживание растений от карантинных вредителей и болезней, создаются фумигационные камеры.
Производственные здания в зависимости от используемых способов размножения могут включать в себя прививочные мастерские, помещения для нарезки черенков, навесы по обработке усов земляники, кроме того, необходимы складские и подвальные помещения для хранения растений. Многие питомники имеют теплицы и парники. В научных учреждениях организуются лаборатории по получению и выращиванию безвирусного посадочного материала, который используется в других питомниках для создания соответствующих маточников. Для хранения подвоев или саженцев в открытом грунте создаются временные или постоянные прикопочные участки.
В правильно организованном питомнике все его составные части находятся в определенном соотношении. Для такой организации необходимо в первую очередь знать общий планируемый выпуск и выход стандартных саженцев с 1 га очередного поля отделения формирования. При этом следует учитывать, что с единицы площади можно получить 20...25 тыс. шт. саженцев, т.е. около 50 % от числа высаживаемых в первое поле подвоев. Для закладки 1 га первого поля требуется 0,25...0,30 га школы сеянцев в отделении размножения. Площади этих двух отделений увеличивают с учетом соответствующих в них севооборотах. Площади маточно-семенного и маточно-сортового участков могут соответственно в 2—3 раза и более превышать площадь очередного поля формирования. С одного гектара отводочных маточников можно получить до 80... 100 тыс. клоновых подвоев. Для ягодников необходимую площадь маточников или участков доращивания определяют исходя из потребности в их посадочном материале. С учетом хозяйственных построек и дорог, а также создания защитных насаждений рассчитанную площадь увеличивают на 15...20 %.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 1140 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240

 

Разработано специально для farmer-garden.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.
...............................................................................................................................................................................................................................