Плодоводство
.
Ягодный сад
.
Советы садоводам
.
Плодовые деревья
.
Облепиха
.
Рябина садовая
.

Виноградоводство
.


.....................................................

 

Динамика роста корней

 
ДИНАМИКА РОСТА КОРНЕЙ В ГОДОВОМ ЦИКЛЕ
А. А. Бобринский еще в 1852 г. впервые подметил, что корни древесных пород в течение вегетационного периода имеют две волны роста. Он высказал предположение, что надземная часть древесных растений растет только в течение лучшего времени года, а корни их продолжают рост и зимой.
Наши многолетние исследования в Крыму, на Кубани и в Московской области показали, что в течение вегетационного периода в зависимости от подвоя, привоя (сорта), возраста и урожайности дерева и почвенно-климатических условий корни имеют от одной до нескольких, чаще всего две (весенняя и осенняя) волны роста. Рост корней по горизонтам почвы происходит по-разному. Например, всасывающие корни весной больше растут в верхнем слое почвы благодаря лучшей его прогреваемости, влажности и аэрации, а летом, наоборот, из-за сухости верхнего слоя лучше растут в более глубоком слое.
Весной корни растут сильно, но после того как запасные пластические вещества будут использованы для роста побегов, листьев и цветков, рост корней уменьшается.
В Московской области рост корней яблони в некоторые снежные зимы, особенно после выпадения снега на немерзлую почву, продолжается до января, пока температура воздуха вокруг корней не упадет до 2—0°С. В южных районах корни плодовых и ягодных пород, например яблони и смородины в Крыму, абрикоса в Дагестане и Армении, яблони в Грузии, росли и в зимнее время.
Следовательно, корн-евая система плодовых и ягодных растений не имеет органического покоя, а обычно вследствие неблагоприятных условий (суровые зимы, засуха) может находиться в состоянии вынужденного покоя.
Наши исследования в Московской области (1952—1975 гг.) показали, что при оптимальных условиях водного режима корни яблони растут сравнительно равномерно в течение всего вегетационного периода, причем активные корни составляют 48—70% от длины корневой системы дерева. При отсутствии орошения и в обычные годы корни растут волнами.
Продолжительнее и равномернее корни растут у деревьев в неурожайные или малоурожайные годы, у деревьев до плодоношения и в молодом возрасте с сильными приростами, а также при своевременном и достаточном уходе (удобрении, орошении и мульчировании).
Наши наблюдения в Крыму показали, что у деревьев яблони с большим урожаем активные корни летом не росли в течение трех месяцев, а у деревьев без урожая — только около месяца. В данном случае вырабатываемые листьями "углеводы на урожайном дереве, по-видимому, расходовались исключительно на создание плодов, поэтому роста активных корней долго не было.
Корневая система яблони обладает способностью в любой момент ослабленного роста перейти в состояние интенсивного роста, если для нее создадутся благоприятные условия влажности и питания.
Исследования кафедры плодоводства ТСХА в разных по почвам, климату, породам и агротехнике зонах плодоводства СССР показали, что весной рост корней происходит всегда, а в остальные периоды года его может не быть, что зависит от ряда условий. Может происходить сравнительно равномерный рост корневой системы от весны до зимы, а на юге при мягких зимах — весь год.
В Московской области рост корней плодоносящих деревьев яблони сорта Антоновка обыкновенная на сеянцах Аниса продолжается ежегодно по 6—7 месяцев, а один год, когда снег выпал на не мерзлую почву, продолжительность периода роста была 9 месяцев. Рост корней проходил волнами: за 10 лет по две волны было 4 года, по три — 4 года, по одной — один год и по 4 волны — также один год. Максимальный рост корней в некоторые годы при орошении достигал 30— 90%, а без орошения — 18—70% от суммарной длины всей корневой системы яблони. Более сильный рост активных корней 5 лет был осенью и 5 лет весной. В засушливую осень без полива рост корней может отсутствовать, а во влажную осень или при поливах быть даже более мощным, чем весной.
Рост и развитие дерева весной зависят от прошлогодних запасов питательных веществ, накопленных в стволе, ветвях и корнях. С момента же появления листьев, когда исчерпываются запасные вещества, должны начать работать корни, чтобы снабжать листья в первую очередь водой и питательными веществами. Плодовод имеет большие возможности соответствующей агротехникой своевременно создавать массу активных корней и удлинять период их роста, чтобы они росли не 4—5, а 9 месяцев, а в южной зоне СССР в теплые зимы и весь год. Зто важно еще и потому, что активные корни осенне-зимнего периода устойчивее весенних, долговечнее и богаче водой и питательными веществами. Поэтому чем их осенью будет больше, тем больше появится новых корней весной. Отсюда ясно, что чем дольше на протяжении года растут активные корни и чем их больше, тем легче дереву создавать высокие урожаи.
По количеству и состоянию проводящих желтых и активных белых корней можно довольно быстро и точно получить представление о жизнедеятельности корневой системы в любое время года.

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 1140 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240

 

Разработано специально для farmer-garden.ru, все права защищены.
Копирование материалов сайта разрешается только с указанием прямой индексируемой ссылки на источник.
...............................................................................................................................................................................................................................